Люди старшего поколения помнят этот сакраментальный воп- рос, нередко задававшийся евреям-фронтовикам: „Ты где воевал, в Ташкенте?!“ Орденоносцам-ветеранам, потерявшим практически всю семью на оккупированной фашистами территории, было нелегко сдержаться, преодолеть боль и гнев. Фронтовики рассказывали мне о многих конфликтах, самый известный из ко- торых произошёл в Киеве, где майор – Герой Советского Союза застрелил из своего наградного оружия антисемита, интересовавшегося, „где он купил свою Золотую Звезду?“ Тогдашний Первый Секретарь КПУ Шелест устроил подлецу государственные похороны. В последнее время опубликованы архивные материалы, статистические данные и воспоминания участников войны, подтверждающие непропорционально большое по сравнению с другими народами СССР участие евреев в ВОВ, их героизм и награждение орденами и медалями. История подвига Исаака Пресайзена и его умолчание характерно для атмосферы тех лет...

Каждый человек, живший в СССР, знал о подвиге Гастелло. Его именем назывались улицы, парки и пионерские отряды. Он считался первым лётчиком, совершившим т.н. „огненный таран“. 26 июня 1941 г. после бомбардировки немецкой колонны у бела- русского г. Радошковичи не вернулись на базу самолёты 207-го авиационного полка, пилотируемые капитанами Николаем Гас- телло и Aлекcaндром Масловым. Никто из экипажей самолётов, участвовавших в полётах вместе с ними и возвратившихся на базу, не видел, где и как упали самолёты их товарищей. Несколько жителей деревни Мацки рассказали, что видели падение само- лёта на окраине Мацковского болота и выпрыгнувшего с парашютом летчика, которого подъехавшие на автомашине немцы тотчас же увезли. Отчёт с опросами крестьян, номерами извлечённого из земли самолёта и его двигателей, найденными “вещ- доками“ (личный медальон одного из лётчиков, документ друго- го, обрывки письма третьего), званиями погибших, определёнными по петлицам, был отправлен в Москву. Там установили тип самолёта, состав его экипажа в день вылета и идентифицировали троих его членов. Это был самолёт ... Н. Гастелло. Но среди тел погибших не оказалось тела командира - Героя Советского Сою- за капитана Н. Гастелло. Эти сведения были немедленно доложе- ны высшему руководству страны и ... упрятаны в архивной папке Гастелло: не могло быть даже и речи о компрометации героя. Место падения другого советского самолёта около деревни Ми- говка сразу после войны местные власти объявили “местом гибе- ли экипажа Н. Гастелло“, установили на нём памятный знак, а у самой дороги - стелу. И пропавший без вести Николай Гастелло начал своё славное послевоенное шествие по стране. К 10-летию подвига руководство Белоруссии решило торжественно перезахоронить экипаж. В мае 1951 г. в Радошковичи прибыла компетентная делегация. Могила была вскрыта, откопаны и части са- молёта. Был найден медальон с документом на имя Григория Ре- утова, записаны номер самолёта и номера двигателей. Отчёт о найденном был отправлен в Москву, а детали самолёта - в Минск. Из Москвы сразу же последовал приказ: прекратить да- льнейшие поиски и огородить место падения самолёта. Расшифровка полученных данных показала, что в “могиле Гастелло“ покоились останки ... капитана Маслова и его товарищей! Целый год размышляли власти. В 1952 году останки экипажа Маслова перенесли в сквер в центре Радошковичей, а затем из сквера - на кладбище. На скромном памятнике - фамилии членов экипажа Маслова (с шестью ошибками). А в сквере города Радошковичи установлен большой бронзовый бюст ... капитана Гастелло. В 1976 году на месте гибели Маслова был установлен величественный памятник - 9-метровая стела ... с бюстом Н. Гастелло сверху.
Продолжение в №7