«Стру́ма» — болгарское судно, на котором в декабре 1941 года еврейские беженцы пытались эвакуироваться в Палестину, находившуюся в то время под британским управлением. 24 февраля 1942 года судно, возможно, было потоплено действовавшей в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 или подорвалось на мине. 768 пассажиров судна (из них 103 — дети) за исключением одного, погибли.

Констанца — Стамбул

«Струма», спущенная на воду в 1867[1][2] и в 1942 ходившая под панамским флагом, была зафрахтована организацией румынских евреев, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в качестве нелегальных иммигрантов в Палестину. Уплаченная сумма была непропорционально большой по сравнению с ужасным состоянием судна[1][3]. После отплытия 12 декабря 1941 из румынского порта Констанца то и дело ломались двигатели. Спустя несколько дней «Струма» достигла Стамбула.

Переговоры о разрешении на прибытие «Струмы» в Палестину

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели впускать в Палестину, а турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции. Поначалу британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен 20 декабря направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее — в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире, были категорически против. Запрещая пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что«беженцы со „Струмы“ не являются „обладателями востребованных профессий“ и потому будут „непродуктивным элементом населения“», и на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».[3][2].

Согласно Р. Горчакову, реальному положению дел эти доводы не соответствовали: «Во-первых, беженцы не крали рабочие места, а создавали их: в военное время безработица в Палестине полностью исчезла именно благодаря непрерывно вступавшим в строй предприятиям. Они выпускали аккумуляторы и карбид, стекло и цемент, комплекты обмундирования и оружейную смазку. Все до единой мины, установленные англичанами против наступающих танков Роммеля, были изготовлены в Палестине — и сделали их отнюдь не арабы. Немало беглецов из нацистского ада нашли свои „рабочие места“ в рядах сражающихся войск антигитлеровской коалиции …», а агентов нацистов англичанам скорее стоило искать среди арабских сторонников муфтия Хадж Амин аль-Хуссейни, итогом бесед которого с Гитлером стало формирование мусульманских формирований в составе вермахта, и среди тех «свыше 60 % местного арабского населения», кто «с нетерпением» ждал «поражения Британской империи».[3]

При этом, несмотря на все усилия, английским спецслужбам не удалось обнаружить хотя бы одного случая «проникновения нацистских агентов под прикрытием беженцев» среди евреев[2][4]. Кроме того, по некоторым данным, с 1941 остались неиспользованными тысячи сертификатов на въезд в Палестину[5][6].

Санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном корабле становились всё хуже. Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достигнуть договорённостей, и в феврале 1942 на борту оставались 769 пассажиров. Во время переговоров о продолжении путешествия хотя бы для детей в возрасте от 11 до 16 лет[7] турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.

Гибель судна

Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился. На следующий день после буксировки, 24 февраля 1942, «Струма» погибла в результате взрыва.

В 10.45 24 февраля 1942 «Щ-213» (командир — старший лейтенант Д. М. Денежко) выпустила одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и погружение цели. Несмотря на нестыковку целого ряда деталей, можно предположить, что в результате этой атаки на дно отправился болгарский речной пароход «Струма»[1][8].

Однако нельзя исключить того, что произошел промах. По данным германского историка Ю. Ровера, «Струма» находилась без хода в 9 милях севернее пролива Босфор (по турецким данным, в 4-6 милях), а по донесению Д. М. Денежко «транспорт» шел с 3-узловой скоростью. Если командир ошибся, и цель в действительности была неподвижна, тогда торпеда неминуемо прошла мимо. Д. М. Денежко наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время как «Струма» плавала под панамским. По данным источников, точка гибели 41°26' с.ш. / 29°10' в.д. Глубина в этом месте около 90 метров. В 2000 году Грег Бакстон организовал подводную экспедицию по поискам судна. В точке с указанными координатами остов «Струмы» водолазы не обнаружили. Поэтому нельзя исключить возможность гибели «Струмы» не от торпеды, а на плавающих минах. Причем подорваться и затонуть она могла в точке, отстоящей от указанных координат на 5-10 миль.

Из всех пассажиров спасти удалось лишь одного — 19-летнего Давида Столяра, выжившего на одном из обломков до прибытия спасателей

Последующие события
Nuvola apps kview.svg Внешние изображения
Searchtool.svg «Разыскивается за убийство:
Sir Harold McMichael»
Мемориал «Струма» в Холоне

После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «ЛЕХИ» выпустила постер «Разыскивается за убийство» с именем Макмайкла.[2][9] В 1944 году «ЛЕХИ» организовала покушение на МакМайкла, сам он не пострадал, но его жена была ранена.

Организацией «ЛЕХИ» был выслежен и 6 ноября 1944 по дороге с работы домой убит Уолтер Гиннесс (барон Мойн). Убийство вызвало проведение специальной военной операции против «Иргуна» и «ЛЕХИ»[10].

В начале 2000-х на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, идентичность которого, однако, не могла быть точно установлена. 3 сентября 2001 на месте катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников пассажиров «Струмы», представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании, Израиля и дипломатов США[11].

В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.