Читая сетевой портал "Заметки по еврейской истории", я познакомился со статьей одного из членов нашей общины и решил эту статью перенести в "Форум" ЕРОВ. Считаю, она представляет    интерес, особенно для людей пожилого возраста, переживших Холокост.          Исаак Крепис.

Михаил Брегман
Опубликована 28 июля 2012 в международном сетевом портале   «Заметки по еврейской истории» в рубрике "Мастерская".
Благотворительные фонды – Z W S T–Еврейские общины Германии
Скорректировано. 05.06.2012
На мой взгляд, для большинства членов еврейских религиозных общин Германии, еще одна проблема остается закрытой. Правда, мне трудно судить о проблеме, изложенной ниже по всем общинам, поэтому я затрону только общину ЕРОВ (Еврейская религиозная община Вюртемберга), расположенную в гор. Штутгарте и в части других городов земли Баден Вюртемберг, в которой я имею честь состоять.
Суть вопроса. В развитых странах, особенно в США, созданы и функционируют благотворительные  фонды, в том числе и еврейские, аккумулирующие деньги для решения благородных задач по оказанию помощи нуждающимся людям по всему миру. Особенно это касается пожилых людей и инвалидов, а у евреев еще и лиц, переживших Холокост в период второй мировой войны.
Технически, как мне кажется, это делается так.
Для выполнения поставленных задач, принимается решение и определяется общая сумма денежных средств по каждой конкретной акции. Затем эта сумма распределяется по ряду стран и отправляется на счета региональных организаций, созданных для этих целей.
И с этого момента происходят не совсем понятные людям процессы.
Анализируя изложенную ниже проблему, свои выводы я вынужден делать, используя, как правило, косвенные данные, так как в официальных органах доступ к любым сведениям просто наглухо закрыт.
При этом мне трудно распространять свои выводы на все общины, поэтому опираюсь только на те факты, которые мне знакомы, хотя возможно они и типичные.
Так вот, из разных городов Германии появилась информация, что в недавнем прошлом в еврейские общины поступили денежные суммы, для оказания помощи лицам преклонного возраста, пережившим Холокост, притом за эти годы среди них уже появилось немало инвалидов,
Долго мне пришлось вести переписку, чтобы выяснить „что, где, когда“, пока не удалось узнать, что в данном конкретном случае деньги попали на счет ZWST (Центральная благотворительная организация евреев Германии). Но так как с каждым претендентом на помощь заниматься персонально они особым желанием не горят, то облегчая себе жизнь, спокойно переложили эту проблему на плечи общин. Таким образом, на один фонд уже появилось 2 посредника. Логика и опыт подсказывает, что посредник оперативно будет решать вопросы только при его личной заинтересованности и никак иначе.
Но есть и другой опыт, который люди этой категории, должны еще помнить. В свое время всем им была выделена разовая помощь другой благотворительной организацией в Германии Claims conference“. При этом, каждому персонально, а не через общины, Т. е., еще одно промежуточное звено было упразднено. И естественно, ими предварительно была проведена тщательная проверка каждого претендента.
И что же в нашей общине. По данной, конкретной акции полная тишина.
Все вышеизложенное побудило меня попробовать выяснить ситуацию у посредника №1, т.е. ZWST.
И после длинных телефонных переговоров, сначала мне ответственные чиновники сообщили, что они   следят за правильным расходованием каждой копейки выделенных средств (как следят по нашей общине, читайте выше), а затем мне персонально присылают, хоть и руководящую, но все-таки отписку И зная о том, что „Информационные письма“ по своему статусу, не должны быть конфиденциальными, содержание его я хотел привести полностью. Но все-таки ожидая реакцию подобных организаций, которые, вместо дискуссии по существу вопроса, как правило, переходят на дискуссии о личностях, отказался от своего первоначального намерения, понимая, что когда им это выгодно, они будут доказывать, что любая их информация является „Совершенно секретной“, (хотя этот статус им никто не присваивал) и распространение ее влечет за собой ответственностью. Поэтому рассматриваю данное письмо концептуально.
В полученном „Информационном письме“ отсутствуют обязательные реквизиты, необходимые в таких случаях. Просто, чтобы избежать ответа по существу, подается обычная безадресная, не имеющая даты и никем не подписанная заготовка, похожая на анонимку.
Кроме того письмо не совсем грамотное юридически и не соответствует общепринятой  уважительной тональности. А в отдельных случаях оно просто идет в разрез с законным правом людей на получение ими положенной доли выделенных денежных средств.
Хочу сразу же уточнить, что размер благотворительной помощи вышеуказанных фондов, для каждого отдельного получателя, как правило, довольно скромный, и даже при любом, самом справедливом распределении  выделенной суммы, она не является определяющей в любом индивидуальном бюджете,
А то, что с этой благотворительной помощью фактически происходит, на первое место все-таки выдвигается не материальный, а моральный аспект. Кроме этого, я не одним словом не называю конкретные суммы, так как их не знаю, а только анализирую технологию всего процесса.
После этого вступления, попробую по пунктам проанализировать разъяснения и указания, изложенные  в упомянутом письме, который продуцируется как официальный документ ZWST.
П. 1  Информируем Вас…заявления направлять … „В социальные отделы еврейских общин по месту жительства“
Реплика. Думаю, что не только в нашей общине, а и в большинстве еврейских земельных общин страны, значительная часть их членов проживают не только в центре, а и по различным городам. В связи с этим, они как правило, решают свои проблемы, либо с помощью телефона, но  в основном по почте. Поэтому корреспонденция должна отправляться не в социальный отдел (группу), который самостоятельным органом не является. а в адрес руководства общины,
П. 3  Хотелось бы подчеркнуть, что „средства для осуществления данного проекта ограничены“.
Вопрос? Для кого фраза об ограниченных средствах написана? Если для руководства общин, то она не имеет смысла, так как все общины распределяют средства в пределах поступивших сумм. А если это делается для многочисленных членов общин, чтобы они не очень усердствовали, так основная масса  людей с данной информации вообще не знакома, так как ее не получает.
П. 4  В первую очередь … „ни разу не получивших компенсаций в рамках этого проекта“
Кто и на каком этапе продвижения акции придумал, мягко говоря, это выдающееся указание? … ни разу не получивших компенсаций в рамках этого проекта“.
Во-первых, что за „рамки этого проекта“. Разве это не одноразовая акция, а сумма, поступившая как на текущий, так и на перспективный период, над которой ZWST трудится годами. Во-вторых, знают ли те, кто сочиняет подобные „перлы“, по какой причине появились лица, „ранее на разу не получавшие“?  Может быть, у них не было в этом необходимости? А если сейчас она возникла, пожалуйста, пусть подают заявления, как и все остальные на общих основаниях. Закон обратной силы не имеет.
Если благотворительные организации всего мира лицам, пережившим Холокост, оказывают посильную помощь, мы им должны выражать только огромную благодарность. А для каждого отдельного лица это значит, что получивший данный статус, при очередном подобном мероприятии, имеет право получить установленную ему долю помощи. Размер ее должен зависеть только от поступившей общей суммы и количества поданных заявлений в каждой отдельной общине.
Так как общины по числу своих членов разные, для них предпочтительна заявочная система.
Хочется понять, имеет ли ZWST, вообще, какое-либо четкое положение по подобным акциям?
П. 6 …„Выплаты будут проводиться после проверки заявления соответствующими инстанциями“
Еще одна гениальная мысль. Проверка соответствующими инстанциями. Не пора ли уже отказываться от лозунгов „соответствующие инстанции“. Это что, КГБ, ШТАЗИ или какое-то еще более секретное ведомство, о котором никто не знает? И какая проверка может быть для многократно проверенных людей, вынесших на своих плечах Холокост вместе со всеми тяготами военного лихолетья и давно подтвердивших свой статус в „Jewish Claims Conference“.
Думаю, что более 95% людей, обратившихся за помощью, это члены общин старше 70 лет, не совсем здоровые и состоятельные, большинство из которых уже полностью  исчерпали свой трудовой ресурс. По моему, было бы более справедливым, чтобы без всяких проволочек, лицам, имеющим  Kn.-Nr. в „Jewish Claims Conference“,  только по поданным, в установленный временной термин, заявлениям, просто выплачивать адресную помощь в том  размере, который ему положен.
Думаю. ответственные чиновники не совсем понимают, как необходимо относиться к категории лиц, о которых идет речь и их желание просто видеть справедливые и взвешенные решения, при том, что вся эта работа ZWST ведется не на общественных началах.
Но несмотря на общепринятые указания, что подобные документы должны быть корректными и не содерхать неуважительного отношения к тем, кому оно адресуется, в данном письме задан тон не
совсем толерантных указаний, как будто бы ветераны, пережившие Холокост, „это только люди, все время думающие, как можно обойти жесткие указания одного из посредников, т. е.  ZWST“.
Чиновники не понимают, что в каждой общине командиров, „настоящих командиров, знающих жизнь, прошедших Крым, Рим и медные трубы“, без них предостаточно. И вообще, не понятно, по какому праву пожилым, заслуженным ветеранам, пишутся такие не личные, а публичные, даже порой в оскорбительной тональности, письма. Правда, здесь я допускаю неточность. Эти письма, в основной своей массе, до людей не доходят и поэтому большинство с ними просто не знакомо.
П. 7  Все решения о выплатах принимаются в индивидуальном порядке.
Если данное указание я правильно понимаю, то в случае опубликовании этой статьи, меня это указание должно коснуться в первую очередь, т.е. на ожидаемуя помощь (если она все-таки дойдет до низов, в чем есть сомнения) мне уже рассчитывать не приходится. Возможно и не только мне, а и другим людям, который не могут молча наблюдать за всем этим со стороны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Не получив мало-мальски вразумительного ответа, я обратился с персональным письмом к директору этой организации Б.Блоху (B.Bloch), но, видимо, и для него ответ по существу, это такая мелочь, что на него время найти не просто. Думаю, что и дальше ответа не дождусь.
Все годы проживания в Германии, приходиться читать, а иногда и отвечать на письма, поступающие по различным вопросам, от немецких организаций. Хочу отметить, что подобного тона ни в одном письме они себе не позволяют, хотя у кого на это больше прав, вопрос открытый.
Просто наши чиновники хорошо понимают, что при четкой и целенаправленной работе,  вопрос с каждой одноразовой помощью можно решать более оперативно. Но тогда как поддерживать свой высокий статус, если все средства, без задержки, будут перечислены в общины по их прямому назначению. За счет чего жить? За счет побочных программ, сомнительно. Поэтому, все делается для того, чтобы  „в датском королевстве было спокойно“. Чем дольше эта помощь движется от посредника к конкретному получателю, если вообще она не затеряется по пути, тем спокойнее жить при ней всем функционерам.
И тут неожиданно, какая-то группа, пытается добраться до „Святая Святых“. Намекает на   некомпетентность деловых писем, избыточное высокомерие и бесконтрольность за расходованием в общинах благотворительных денежных средств. Ведь это нарушает всю идиллию в данном вопросе.
Подобное же происходит и в нашей общине, а возможно и не только в нашей.
Руководство ЕРОВ занято макроэкономикой, и заниматься микроэкономической мелочевкой им недосуг. Сначала нужно разобраться с немалыми государственными субсидиями, а тут какие-то там старики-инвалиды, чем-то недовольны и создают дополнительные проблемы.
Поэтому, оно молчит и еще раз молчит, и это притом, что со стороны  ZWST  „осуществляется жесткий и систематический  контроль за расходованием общинами  каждого цента, направленного на благотворительные цели“. А возможно общиной давно уже все решено. И от них также ждать ответа по существу проблемы, дело не благодарное.
Сам по себе напрашивается вывод. Германия является одной из ведущих стран в области хирургического вмешательства. А мы живем в Германии.