Похороненная мечта

В последнем Gemeindezeitung (№1/2, 2012) опубликована статья генерального секретаря ЦСЕГ Штефана Й. Крамера, в которой он разъясняет причины неосуществимости  мечтаний некоторых членов общины. Выразителем этих мечтаний в нашей общине является Михаил Ицков.
О чем речь? Многие члены общины помнят, что в 2010 году М.Ицков (председатель интеграционной комиссии) проявил инициативу  и интегрировал себя  в инициативную группу  при журнале «Партнер» (Дортмунд). Цель инициативной группы – добиться для еврейских иммигрантов  признания в Германии трудового стажа, заработанного в странах бывшего СССР, а также   сохранения в Германии выплачиваемых им в этих странах пенсий.
История инициативы  журнала «Партнер» началась со статьи М. Миронова (Дортмунд), напечатанной в №2 журнала за 2009 год
(см. http://www.partner-inform.de/news.php?ids=3535_137_2_)
Основные идеи этой статьи следующие:
1.    Добиваться зачета трудового стажа и, на основании этого, изменения положения пожилых еврейских иммигрантов – получения ими статуса «пенсионера».
2.    Так как сумма получаемой пенсии будет для большинства еврейских иммигрантов меньше, чем сумма «базового обеспечения по старости», то евреи сами должны выбирать, что им получать – базовое обеспечение по старости или пенсию.
М. Миронов обосновывает мысль, почему многие еврейские иммигранты согласятся на пенсию, хотя она меньше, чем базовое обеспечение:
базовое обеспечение по старости представляет собой один из видов социальной помощи и, поэтому, получатели ее ограничиваются целым рядом условий. Статус «пенсионера», даже если он не обеспечивает прожиточный минимум, не налагает на человека таких ограничений. В частности, М.Миронов пишет:
«Все перечисленные ограничения при переходе на пенсию отпадают. Любая подработка остается полностью в распоряжении пенсионера, он может иметь неограниченные накопления, а помощь, оказываемая детьми и близкими, никак не отражается на размере пенсии. Пенсионер в принципе не обязан отчитываться о собственных доходах и сбережениях перед пенсионным управлением (за исключением иностранной пенсии, которая назначена за тот же стаж, что и немецкая), как это происходит с получателями Grundsicherung im Alter, которые при каждом переоформлении пособия должны предоставлять в социальное ведомство распечатки собственных банковских счетов. Пенсионер может свободно путешествовать, приобретать ценные предметы обихода, например, автомобиль, при этом он не обязан объяснять, как профинансирована покупка и каким образом покрываются эксплуатационные расходы, связанные с содержанием автомобиля».
То есть можно было бы и получать пенсию в Германии и сохранять достаточно высокие доходы на бывшей родине, к примеру, от сдачи в наем квартир в центре Москвы, Санкт-Питербурга или Киева, доходы от оставленного там бизнеса или помощь «от детей и близких!!!».
Со всеми этими мечтами покончил генеральный секретарь ЦСЕГ Штефан Й. Крамер.
В своей статье, приведенной в журнале общины, он четко объяснил, что:
1.    В Германии действует принцип субсидарности, который означает, что тот, кто способен себя самостоятельно  прокормить и обеспечить, обязан это делать. И социальная помощь в Германии дается только тогда, когда человеку не хватает собственных средств. При этом объем собственных средств и социальной помощи не должен превышать установленный государством уровень. Поэтому пенсии, начисляемые в России, а также другие доходы и впредь будут учитываться и вычитаться из базового обеспечения по старости или других социальных пособий.
2.    На обсуждаемую в настоящее время идею дополнительной пенсии, финансируемой из налогов, большинству еврейских иммигрантов тоже рассчитывать не стоит,  так как условием её получения являются пенсионные отчисления в немецкие пенсионные фонды в течении всей трудовой  жизни или минимум сорока лет.
3.    Стаж, заработанный еврейскими иммигрантами на родине (в СССР), в ФРГ не признается, так как, во-первых, Германия не заключила соответствующие соглашения о социальном страховании со странами  – бывшими республиками СССР, и, во-вторых, маловероятно (давайте будем реалистами – абсолютно исключается), что эти страны действительно будут производить компенсационные отчисления в немецкий пенсионный фонд.
Вряд ли  найдутся среди евреев – иммигрантов из бывшего СССР наивные люди, которые могут надеяться, что Россия, Украина или Узбекистан будут переводить за своих бывших евреев немалые суммы в немецкий пенсионный фонд.
Таким образом, все разговоры об изменении статуса пожилых евреев – иммигрантов из бывшего СССР, все надежды некоторых из них на избавление от контроля социальных служб ФРГ или получении российской пенсии в качестве добавки к социальным выплатам (а это ущемит немцев – получателей социальных выплат, которых, как пишет Штефан Й. Крамер, в ФРГ сегодня 400 тысяч) - все это розовые мечты.
Я по-человечески понимаю М.Ицкова. В преддверии собственного 65-летия переходить на базовое обеспечение по старости очень не хотелось. Очень хотелось большего – больше чем имеют 400 тысяч немцев. И не только ему одному этого хотелось. А подумали Ицков и те, кто бросился его поддерживать, как могло сказаться такое привилегированное положение на отношении немецкого населения к нам, иммигрантам из бывшего СССР?
А Ицкову и его сторонникам остается только напомнить слова из старого  еврейского  анекдота: -«Хаим, вылазь из фаэтона…»

В. Комаровский